Видання Міністерства
оборони України.

Видається
з 8 червня 1992 р.

4 березня 2016 р.
      
№ 82, 24.10.2008 р.

Роман ШИРМАН: “Я СНИМАЮ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОЧУ!”


Тамара ДЬЯЧЕНКО, “Флот України”

Заметным событием IV Севастопольского международного кинофестиваля, прошедшего летом нынешнего года в нашем городе, стал показ первого украинского детского фильма “Прикольная сказка”. Картина адресована подросткам, она преисполнена оптимизма, рассказана весело и непринужденно, в ней много музыки и юмора. И одним из самых, наверное, удачных “приколов” стал тот факт, что снял этот светлый и веселый фильм украинский режиссер-документалист Роман Ширман.
С успехом на кинофестивале прошла и программа украинских документальных фильмов, среди которых были два фильма Романа Ширмана: “Опасно свободный человек” (о Сергее Параджанове) и “Казнить палача” (о блестяще разработанной и проведенной операции израильской разведки по поимке одного из главных нацистских преступников Адольфа Эйхмана). Фильм “Казнить палача” получил приз “За лучший документальный фильм” VI Международного телекинофорума (Ялта, 2005 г.) и приз “За лучший документальный фильм” Х Международного фестиваля журналистики (Украина, 2005 г.).
С разговора об этом фильме и началась наша беседа с режиссером.
— Роман, скажите, пожалуйста, у Вас были какие-то личные мотивы снять этот фильм или это голос крови?
— Часто бывает так, что режиссеру предлагают снимать либо на какую-то тему, либо конкретный фильм. Вот так и мне предложили сделать этот фильм — один из целой серии фильмов, связанных со Второй мировой войной ( это был заказ телеканалов “Россия” и “Интер”). Иногда кажется, что никому не нужна память о том времени. Но события последних лет показывают, что никуда ничего не ушло и нужно объяснять людям, особенно молодым, что война была и была жесточайшей, что 9 Мая — это праздник, что мы живы, пока жива память. И так далее, и так далее, и так далее… Мне захотелось сделать этот фильм еще и для того, чтобы показать, что политики такого пошиба, как Адольф Эйхман, хоть и не всегда, но иногда получают то, что заслужили. Когда маньяк убивает несколько человек, общество старается его наказать. А можно убить шесть миллионов человек, миллионы других сделать несчастными – и при этом остаться безнаказанным. Мне очень хотелось, чтобы в фильме “Казнить палача” прозвучала тема — нацизм и возмездие. Понимаете, ведь этот человек сам никого не убивал, никого не расстреливал, может быть, даже и не смог бы этого сделать. Он просто подписывал бумаги. Но то, что он подписывал, немедленно превращалось в расстрелы, виселицы, газовые камеры. Вот за это жесточайшее преступление Адольф Эйхман и должен был ответить. Об этом фильм.
— Но в нем ведь рассказывается еще об одном палаче — докторе Менгеле, которому удалось уйти от возмездия.
— Знаете, я не кровожадный, но мне очень жаль, что это так. Врач — он в концлагерях ставил жуткие нечеловеческие опыты на людях!.. Группа разведчиков, которая выследила, разработала и блестяще провела операцию по поимке Эйхмана, напала и на его след. Но Менгеле в последний момент удалось ускользнуть от разведчиков. Скрываясь от возмездия, свои последние годы он прожил в Бразилии. А Эйхмана казнили. За всю историю государства Израиль это был единственный смертный приговор.
— Тяжело было снимать такой фильм?
— Тяжело и трудно. Дело в том, что этот фильм не похож ни на один из моих фильмов. Я не поклонник страшного кино, не люблю трагические фильмы. У меня иное миро¬ощущение. И почти все, что я снимаю или пишу, — это вещи трагикомические, иронические, веселые. Но когда дошло до фильма об Эйхмане, тут уж, как вы понимаете, было не до иронии и не до веселья. Для современных подростков Великая Отечественная война — примерно то же, что и Бородинская битва. И им нужно об этом рассказывать и напоминать, потому что нацизм и все, что с ним связано, к сожалению, есть в современном мире. Я рад, что сделал этот фильм, потому что родился вскоре после войны и все, что с ней связано, для меня важно до сих пор.
— Вы из кинематографической семьи?
— Да. Мой отец Натан Ширман был кинооператором, причем, по признанию специалистов, очень хорошим. В свое время он окончил ВГИК и снимал документальное кино. Мы жили в Киеве. Родителям не на кого было меня оставлять, и потому я с детства бывал на съемках, жизнь “киношную” знал изнутри и всегда знал, что хочу “делать кино”. А поскольку на съемочной площадке самый главный — режиссер, которому все вынуждены подчиняться, то я решил стать “самым главным”, поэтому после школы поступил на режиссерский факультет ВГИКа и успешно окончил его. Потом вернулся в Киев и вот уже много лет делаю то, что мне нравится: снимаю документальное кино. Мой отец был хорошим преподавателем, хотя никогда не преподавал в институте — он преподавал любителям. С детства помню, как у нас в доме всегда были люди, которые работали на заводах, учителями в школе, на фабриках. Но они фанатично любили снимать кино, что-то снимали любительскими восьмимиллиметровыми кинокамерами, показывали друг другу, обсуждали… Сейчас ничего этого нет, во главу угла поставлен бизнес, а тогда были кружки кинолюбителей, в которых они занимались, все это было бесплатно и доступно. И мой отец всю жизнь возился с такими кинолюбителями, учил их операторскому искусству. Я очень любил своего отца, и то, что пришел в кино, считаю — его заслуга, хотя он меня усиленно отговаривал от этого неразумного шага.
— Вам никогда не хотелось снимать игровое кино?
— Нет, я режиссер-документалист. Вернувшись в Киев, я мог выбирать место работы, так как окончил ВГИК с отличием. И совершенно сознательно выбрал Киевскую студию научно-популярных фильмов — лучшую на то время. На ней снимали великолепные фильмы; они, может быть, были не такими уж шикарными технически, но это было классное кино! Там тогда работал режиссер Феликс Соболев — это имя сейчас редко вспоминают, а это был потрясающий режиссер, классик украинского кино! Он снимал фильмы, которые были интересны и зрителям, и профессионалам. К сожалению, он умер совсем молодым, “достало” его то “замечательное” время. Во многом благодаря Феликсу Соболеву я навсегда связал свою жизнь именно с документальным кино. Я очень его люблю и много снимаю.
Роман Ширман — режиссер, сценарист, член Национального союза кинематографистов Украины. Заслуженный деятель искусств Украины. Он является автором сорока кино- и телефильмов. Написал и издал монографии “Телевизионная режиссура” и “Алхимия режиссуры”. Два года (2003 — 2004-й) был автором, режиссером и ведущим еженедельной телевизионной программы “Всплеск культуры?” на телеканале “Интер”. О качестве программы можно судить по тому, что на VIII Международном телевизионном фестивале “Бархатный сезон” она была удостоена призов “За лучшую режиссуру” и “За лучшую телепрограмму”.
В 2005 году Роман Ширман снял документальный фильм “Опасно свободный человек” о знаменитом украинском режиссере Сергее Параджанове.
— У этого фильма была очень хорошая судьба: и фестивальная, и прокатная, — рассказывает режиссер. — Он собрал много самых разных призов: Гран-при XVI Открытого фестиваля документального кино “Россия” (2005 г.), приз “За лучший полнометражный фильм” І Международного украинского фестиваля документальных фильмов “Контакт” (2005 г.), получил “Киевскую кинопремию за лучшую режиссуру” ІІ Международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов “Кинолетопись-2005” (Украина).
— Вы были знакомы с Сергеем Параджановым?
— Нет, конечно. Но я его видел много раз. Дело в том, что мы жили с Параджановым в одном доме, в соседних подъездах. Мне было лет восемь в то время, я был юн, крайне глуп и неопытен. Поэтому значимости этого человека я тогда не понял. Мы играли во дворе, он проходил, что-то говорил, размахивал руками, чем-то нас, мальчишек, угощал… Но мы его воспринимали, как городского сумасшедшего. Рядом жил знаменитый баскетболист Йожеф Сабо — у него была “Волга”, он был одет, как иностранец, — вот это знаменитость!.. А Параджанов что?.. Городской сумасшедший!.. Вот когда я уже вырос, тогда-то и понял, мимо чего прошел. Фильм о Параджанове я не очень-то хотел снимать, потому что к тому времени о нем было снято уже очень много. И во всех фильмах он представал страстотерпцем, создателем фильма “Тени забытых предков”, странным и непонятым окружающими человеком, гонимым Советской властью режиссером… А что, если сделать фильм не о бронзовом Параджанове, где я стою на коленях и целую ботинок этого изваяния, а о том, каким его помнили многие: ведь это был веселый, остроумный, брызжущий энергией человек, фонтанирующий, как открытая бутылка шампанского, это был человек-оркестр. И я сделал свой фильм, жанр которого можно определить как трагикомедию: там есть и трагедия, и безумно смешные вещи. Надеюсь, нам удалось показать, какой это был фейерверк, какой потрясающий человек!
— Роман, как случилось, что Вы, режиссер-документалист, сняли “Прикольную сказку”?
— Звонит мне Елена Фетисова. Я давно и хорошо знаю ее как продюсера, режиссера, сценариста, основателя и руководителя киностудии “Интерфильм”, мы работали вместе. Звонит и говорит: “Давай сделаем сказку. Да не простую сказку, а художественный фильм”. Мне всегда интересно снимать так, чтобы мой новый фильм был не похож на предыдущий. Я не понимаю тех людей, которые всю жизнь снимают одно и то же: например, о спорте или о животных. Ведь, снимая одно и то же, ты становишься на конвейер. Если бы мне пришлось снимать все время только животных, я бы с ума сошел. Сказок в моем активе до сих пор не было, и я загорелся этой идеей. Так появилась “Прикольная сказка”.
Наверное, от отца передались Роману Ширману эти качества: показать, объяснить, научить, и он занимается преподавательской работой — заведует кафедрой режиссуры Института кино и телевидения КНУКиМ, профессор.
— У меня уже третья режиссерская мастерская. Мои студенты учатся на режиссеров, но у них есть такая дисциплина, как “Актерское мастерство”. И я, пользуясь служебным положением, снимаю их в своих фильмах.
Он смеется.
— А если серьезно, то хочу снимать не чужих, а своих, тех, кого я знаю, люблю и убежден, что они это хорошо сделают. Они — способные ребята. Вот в “Прикольной сказке”, например, Принц, Принцесса, Гадалка, Учительница военной школы — это все мои студенты, и играют они главные роли.
…В неких сказочных краях соседствуют два королевства — Воинственное и Несчастливое. В результате интриг тайной разведки Воинственного королевства Принцесса Несчастливого королевства вынуждена бежать из родного дома. Ее ожидает много опасных приключений, прежде чем она знакомится с Молодым королем Воинственного королевства. В отличие от своего военного Министра, он не желает воевать. Между Принцессой и Молодым королем вспыхивает любовь. После множества захватывающих, трогательных, смешных приключений их соединяет Судьба в образе очаровательной маленькой девочки. А в обоих королевствах воцаряется мир, благополучие и счастье…
— Я мог бы, конечно, найти более профессиональных и известных актеров, —признается Роман Ширман, — но не хотел видеть в своем фильме физиономии, заезженные в сериалах. Кроме того, это мои студенты, будущие режиссеры. Я знаю, как тяжело и трудно пробиваться наверх, а молодежи — особенно. И буду рад, если мои ребята, сыграв в этом фильме, приобретут какую-то известность, и она поможет им не только в творческом, но и карьерном росте. Потому что, например, Алена Алымова, играющая Принцессу, только начинает снимать документальное кино, но она — талантливый режиссер, и я убежден, что у нее большое будущее. Часто слышишь: “Где же эти молодые, где?..”. Да вот они, рядом с вами! Только помогите им немножко, поддержите на первых порах — и они мощно о себе заявят!.. Кино — это ведь очень дорогое дело, это сумасшедшие деньги! И все боятся доверить роль никому неизвестному актеру, боятся рискнуть и дать снимать фильм начинающему режиссеру — а вдруг что-то случится?.. Вдруг деньги не вернутся?..
— Ну, конечно, лучше уж кого-нибудь известного взять, который снимет, и все окупится.
— Да выписать кого-нибудь проверенного Бог знает откуда! — машет он рукой. — А ребятам, пока у них глаза горят, нужно обязательно помогать. Ведь придут на телевидение, начнут анонсы делать, другую ерунду какую-нибудь — и все: взгляд погас, нет режиссера.
В фильме “Прикольная сказка” заняты и профессиональные актеры, и студенты: Георгий Делиев, Мерле Пальмисте, Владислав Троицкий, Борис Барский, Алена Алымова, Денис Роднянский, Оксана Малашенкова, Лена Козырь. Фильм получился веселым, захватывающим и очень современным. Его прокатная дорога только началась, но фильм уже получил первое признание: на XVI Международном детском кинофестивале “Артек”, который проходил в июле 2008 года в Международном детском центре “Артек”, в Гурзуфе, решением Большого детского жюри, состоящего более, чем из 3000 детей, украинский фильм “Прикольная сказка” режиссера Романа Ширмана определен победителем сразу в двух номинациях — “Самый увлекательный фильм” и “Лучшая девочка-актриса” (Лена Козырь — исполнительница роли Девочки-судьбы).
И все же главной любовью Романа Ширмана остается документальное кино, которое он снимает много и охотно. Вот только жаль, что фильмы эти не появляются на экранах наших кинотеатров и телевизоров. Задаю вопрос режиссеру:
— Скажите, где, кроме подобных кинофестивалей, можно посмотреть украинские документальные фильмы?
— Боюсь, что нигде, — отвечает он. — Все документальное кино делится на две неравные части. Одна — это те фильмы, которые сняты на найденные у спонсоров или еще где-то деньги. Это настоящие художественные произведения, авторское кино, и часто это очень интересно. Но таких фильмов очень и очень мало. И вторая, большая часть — это фильмы, снятые на больших коммерческих каналах, таких, как “Интер” и “1 + 1”. И эти фильмы, как правило, сильно уступают авторскому кино по творчеству и по качеству. Авторские фильмы ездят на фестивали и получают призы. Те, другие, на фестивали не ездят, зато их показывают по всем большим телеканалам в престижное время. Здесь правят разные законы и разные деньги. Чем ценны фестивали, подобные Севастопольскому: тем, что на них мы видим то, чего не видим, включая вечером, например, телеканал “Интер”.
— Как живется режиссерам, снимающим авторское кино в Украине?
— Очень сложно. Хорошо живут те, кто снимает белиберду на заказ и, конечно, сериалы. Те же, кто снимает авторские фильмы, очень необеспеченны, бедны. У них есть только одно преимущество, зато огромное: они внутренне богаты и свободны, и имеют возможность выразить то, чего просит душа.
— Может ли режиссер Роман Ширман снимать то, что хочет?
— Могу. На заказ я наснимал в советские годы. Сейчас многие ностальгируют по тем временам, а я не забыл те планы, которые существовали на киностудии. Помните, как раньше в магазине в довесок к хорошей книге давали шедевры “Политиздата”? Вот так и на киностудии было: сними две-три заказных “белиберды”, тогда, может быть, тебе позволят снять и что-то свое, выношенное. Я ценю возможность снимать только то, что мне хочется. Но могу позволить себе это только потому, что преподаю и пишу книги.
— Вам никогда не хотелось уехать в богатую страну, обеспеченно жить и заниматься только съемками, не отвлекаясь ни на что другое?
— Нет. Понимаете, сегодня это не трудно сделать. И если бы мне этого захотелось, я мог бы уехать в ту же секунду. Но я — режиссер. Это моя страна, которую я люблю и знаю. Жизнь там, может быть, и замечательна, но она мне неизвестна, это чужая жизнь.
— Ваша среда обитания — это Украина?
— Да. Я знаю в Киеве каждую улицу и каждый дом. Я вернулся в Украину сознательно, а мог остаться в Москве, как это сделали 90% моих сокурсников. Это моя родная улица и мой родной дом. У меня счет к моей родной стране тоже немалый за разные вещи, но это другой разговор. Я знаю эту жизнь, знаю, что здесь происходит. Мне это близко, и я имею по этому поводу свое абсолютно взвешенное мнение. Мне иногда говорят: ну ты же не в курсе! Я как раз в курсе. Я знаю свою страну и те процессы, которые в ней происходят. И когда снимаю, пишу и преподаю, знаю, что делаю. Смотрю иногда русские каналы в Торонто или там в Нью-Йорке — мне совсем не интересно было бы там работать.
— А в Голливуде?
— Не знаю, пока не приглашали.


Версія для друку

Для додавання коментарів, будь ласка, авторизуйтесь.

Логін:
Пароль:
Якщо Ви ще не зареєстровані, пройдіть миттєву реєстрацію

Архів