Видання Міністерства
оборони України.

Видається
з 8 червня 1992 р.

4 березня 2016 р.
      
№ 51, 22.12.2003 р.

СУДЬБА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ЯХТЫ


Виталий КОСТРИЧЕНКО, для "Флоту України"

С Черным морем связано немало таинственных историй. В их числе - судьба эстонской президентской яхты "Пиккер". После распада СССР ее поисками безуспешно занимались многие исследователи. "Эстонская красавица" появилась на свет перед войной. Летом 1939 года корпус нового сторожевого корабля (по эстонской классификации - противолодочный корабль) был спущен на воду Таллиннскими государственными портовыми мастерскими. Этот красивый, похожий на старые эсминцы, корабль имел и дополнительное предназначение - мог использоваться в качестве президентской яхты.
Для этого на сторожевике имелись дополнительные роскошно отделанные помещения. Весной 1940 года корабль вошел в состав ВМС Эстонии под названием "Пиккер" ("Громовержец"). Полное водоизмещение президентской яхты достигало 500 тонн, длина корпуса - 58 метров, ширина - 7,3 метра, осадка - 2,4 метра. Два дизеля обеспечивали скорость полного хода в 16 узлов. Вооружение "Пиккера" составляли два 75-мм орудия, размещенные в оконечностях корпуса, и один 7,62-мм спаренный зенитный пулемет "Льюис", установленный у рубки. Эстонскому флоту "Пиккер" послужил недолго, так как республики Прибалтики вскоре присоединили к СССР.
В августе 1940 года корабль вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота под тем же названием и использовался в качестве посыльного судна. С июня 1941 года "Пиккер" исполняет роль штабного корабля военного совета КБФ, а в президентских апартаментах с комфортом разместился командующий Балтфлотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц. При оставлении Таллинна "Пиккер" совершил благополучный переход в Ленинград, находясь в колонне главных сил Балтийского флота. 28 августа 1941 года в 21 час 40 минут "Пиккер" сумел снять с подорвавшегося на мине лидера "Минск" большую часть раненых, а затем 29 августа доставил их в Кронштадт. До конца войны штабной корабль находился в Ленинграде, пережив вместе с городом блокаду. Второго декабря 1941 года "Пиккер" был переименован в штабной корабль "Киев", а 15 марта 1943 его вновь переименовали - в "Луга". После освобождения республик Прибалтики от фашистов штабной корабль "Луга" вновь возвращается в Эстонию. Здесь, в Минной гавани Таллинна, после окончания войны штабной корабль был переоборудован в правительственную яхту, его корпус был перекрашен в белый цвет, а вооружение демонтировано. Корабль самостоятельно совершил переход вокруг Европы на Черное море и в 1947 году прибыл в Севастополь. Здесь, на Севморзаводе, правительственная яхта прошла окончательное дооборудование, на ней были изменены состав плавсредств и рангоут, установлены тентовые устройства и новая мебель. С 21 июня 1948 года правительственная яхта получила свое четвертое название - "Рион". В ходе дальнейшей эксплуатации яхта "Рион" использовалась не только в качестве VIP-яхты, но и как посыльное судно (судно-конвоир) при яхте "Ангара". В разное время на борту "Риона" побывали Иосиф Сталин, Никита Хрущев и президент Югославии Тито. При сопровождении дивизиона сторожевых катеров (комдив - капитан 1 ранга А.Н. Сукач) Никита Сергеевич совершил на "Рионе" морской переход из Измаила в Севастополь. В 1961 году по приказу А.И. Микояна яхта "Рион" была передана в распоряжение Московского государственного университета и получила свое последнее имя - "Московский университет". Судно вновь прошло ремонт и переоборудование на Севастопольском морском заводе. На месте кормового орудия установили грот-мачту, удлинили в корму крышу рубки, по правому борту на главной палубе разместили траловую дугу. Судно базировалось на Южную бухту Севастополя вплоть до 1978 года. Далее следы "Пиккера" - "Московского университета" теряются.
По одной из версий, судно было продано на слом, однако в Инкермане оно не разбиралось. По другой версии - судно было продано на Кавказ. Говорят, что со стороны моря к месту установки судна в береговой черте был прорыт специальный канал. После того, как яхту завели в русло канала, ее засыпали песком до уровня ватерлинии и в дальнейшем использовали как ресторан. Но и этот вариант маловероятен. Более реальным кажется сдача судна на металлолом. Так или иначе, после распада СССР представительство Эстонии несколько раз безуспешно пыталось разыскать свою старую президентскую яхту.


Версія для друку

Для додавання коментарів, будь ласка, авторизуйтесь.

Логін:
Пароль:
Якщо Ви ще не зареєстровані, пройдіть миттєву реєстрацію

Архів